(Маслов Иван Сергеевич; 6.01.1932, дер. Потаповка, ныне Сумской обл., Украина - 29.07.1991, г. Загорск, ныне Сергиев Посад Московской обл.), схиархим., духовный писатель, церковный историк. Род. в крестьянской семье. Брат деда насельник Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни иером. Гавриил (Маслов) предсказал, что в семье будет еще один монах. С детства Иван посещал Глинскую пуст. В 1950-1952 гг. служил в армии, где тяжело заболел. В 1954 г. настоятель Глинской пуст. схиархим. Серафим (Амелин) благословил Маслова проживать в обители. В 1955 г. был принят в братство; проходил послушание письмоводителя, пел на клиросе, работал в столярной мастерской, в аптеке. 8 окт. 1957 г. по благословению схиархим. Серафима пострижен в монашество с именем Иоанн в честь ап. Иоанна Богослова. По словам И., схиархим. Серафим после кончины в 1958 г. не раз являлся ему во сне в полном облачении и наставлял его. Духовным отцом И. стал старец Глинской пуст. схиархим. Андроник (Лукаш).
После закрытия обители в 1961 г. И. по благословению старца поступил в МДС. В апр. 1962 г. в московском соборе Богоявления в Елохове был рукоположен во диакона, 31 марта 1963 г.- во иерея. 1 сент. 1963 г. назначен помощником ризничего Покровского академического храма, 1 окт. того же года - ризничим Троице-Сергиевой лавры. В 1965 г. окончил МДС, в 1969 г.- МДА, защитил канд. дис. «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие». В апр. 1967 г. И. был возведен в сан игумена, в 1973 г.- в сан архимандрита. После окончания МДА оставлен профессорским стипендиатом, в 1970 г. защитил стипендиатский отчет на тему: «Христос Спаситель - основатель новозаветного пастырства». С 1969 г. преподавал пастырское богословие и практическое руководство для пастырей в МДА, с 1974 г.- литургику в МДС. В дек. 1972 г. утвержден доцентом МДА. В 1983 г. защитил магист. дис. «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». И. был духовником мн. преподавателей и студентов Московских духовных школ, а также многочисленных посетителей лавры. У И. исповедовался ректор МДАиС прот. Константин Ружицкий, его близкими духовными чадами были игум. Марк (Лозинский), архим. Симон (Новиков; впосл. митрополит Рязанский), Сливенский митр. Иоанникий (Неделчев), Полоцкий архиеп. Феодосий (Бильченко) и др. Почитатели И. верят в его прозорливость.
В 1985 г. И. был переведен в Жировицкий (Жировичский) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, служил духовником. Окормлял сестер, проживавших в обители, и паломников, занимался благоустройством мон-ря. В 1990 г. тяжело заболел и поехал в отпуск в Загорск. Предсказал время своей кончины. 31 июля 1991 г. в Духовском храме Троице-Сергиевой лавры были совершены заупокойная литургия и отпевание, к-рые возглавил наместник Киево-Печерской лавры архим. Елевферий (Диденко). И. был погребен на Старом кладбище Загорска.
Удостоен орденов прп. Сергия Радонежского 3-й и 2-й степени, Патриаршим крестом (1988) и др. церковными наградами.
И. внес вклад в развитие пастырского богословия, составив лекции по этой дисциплине и написав ряд статей (о схиархим. прп. Моисее (Путилове), о прот. прав. Иоанне Кронштадтском и др.). В лекциях обобщил и привел в систему учение о пастырстве в ВЗ и НЗ, в трудах отцов Церкви (священномучеников Климента I, еп. Римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа, еп. Смирнского, Иринея, еп. Лионского, Киприана, еп. Карфагенского, свт. Амвросия, еп. Медиоланского, Ермы и др.), говорил об апостольской направленности пастырского богословия, о губительности подмены духовного пастырства душевным, большое значение придавал воспитательной стороне пастырского служения, доказывал несостоятельность протестант. учения о священстве. И. уделял особое внимание деятельности оптинских преподобных старцев Льва (Наголкина), Моисея, Макария (Иванова) и Амвросия (Гренкова). Раскрыл роль старчества как особой формы пастырства. Лекции И. были переведены на груз. (изд. в Тбилиси в 2007) и болг. языки (изд. в Софии в 2008). В лекциях по литургике он обратился к генезису богослужения. И. не только составил жизнеописания нек-рых святых синодального периода («Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие» и др.), но и сделал обзор их богословского наследия. Приложением к работе о свт. Тихоне стала симфония по его творениям, книга энциклопедического характера, содержащая основные категории и понятия правосл. педагогики. Она была рекомендована Мин-вом образования РФ как учебное пособие для преподавателей духовно-нравственной культуры (переизд. на болг. языке в 2007).
Особое значение имеют труды И., посвященные Глинской пуст. На основе большого корпуса источников и лит-ры и личного опыта насельника обители И. составил «Глинский патерик» - жизнеописания 139 глинских монахов. Из них 95 написаны самим И., а созданные ранее 44 жизнеописания он переработал и дополнил. Стремился к достоверности фактов и духовной назидательности текстов. Жизнеописания снабжены списками творений монахов, ссылками на источники и лит-ру. В кн. «Глинская пустынь: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв.» И. подробно описал благотворительную, миссионерскую, патриотическую деятельность обители за весь период ее существования. Большую ценность имеет приведенная в приложении опись архива Глинской пуст., утраченного в 1918 г. И. провел огромную работу по восстановлению архива. Исследуя хранилища мн. центральных и региональных архивов, библиотечные собрания и частные коллекции, он собрал (в т. ч. в копиях) более 4 тыс. листов документов ХVII-XX вв., относящихся к истории мон-ря.
С 1974 г. более 100 статей И. были опубликованы в «Богословских трудах», «Журнале Московской Патриархии», «Московской правде», «Православном вiснике», «Stimme der Orthodoxie» (см. «Голос Православия»), «Церковном вестнике» (Варшава), «Tygodnik Podlaski» и др.